Идём мириться?

Служба по решению конфликтных ситуаций

ПРИМИРИТЕЛЬ

ПРИМИРИТЕЛЬ — помощь в решении конфликтов.

Технологии урегулирования конфликтов

Альтернативное разрешение споров. Существует всего лишь три способа разрешения конфликта: силовой, судебное разбирательство и внесудебное урегулирование (переговоры). В цивилизованном обществе силовой метод неприменим, остаются суд и альтернативное разрешение споров. Альтернативное разрешение споров означает любое внесудебное разрешение споров: третейский суд, переговоры, медиация. Переговоры – это один из способов разрешения конфликта. Но когда стороны находятся в сильном негативном эмоциональном противостоянии, когда агрессия и нежелание видеть друг друга слишком сильны, может помочь медиация и медиатор (примиритель).
Медиация — простой и эффективный способ разрешения конфликтов. В ходе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и стороны добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решение, и, соответственно, будут стремиться выполнять его. Медиация изначально нацелена на поиск согласия. С помощью посредника-медиатора стороны обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который они оба сочтут наилучшим. Медиация проходит конфиденциально и каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Процесс медиации достаточно гибок. В конфликтах часто таятся нераскрытые или не обнаруженные вопросы, и медиация находит их с присущей ей гибкостью.

Деятельность медиатора носит не коммерческий, а общественно полезный характер и осуществляется с целью удовлетворения потребностей общества и его членов, при этом медиаторы в своей деятельности руководствуются профессиональной этикой (основы которой отражает Кодекс профессиональной этики медиаторов).

Медиация – это эффективный метод урегулирования конфликта с участием нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для них обеих. В дословном переводе «медиация» означает посредничество. А «медиатор» — посредник (примиритель).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - no-translate-detected_24877-2818.jpg

ПРИМИРИТЕЛЬ — помощь в решении конфликтов.

Медиатор (примиритель) не участвует в принятии решения, а лишь направляет переговоры в конструктивное русло.

Как правило конфликтующие стороны озабочены собственными обидами и переживаниями. Во время процедура медиации они начинают вновь слышать друг друга. Ресурсы, которые тратились на внутренние переживания, направляются на поиск решения и сотрудничества.

Медиация применяется при разрешении следующих конфликтов:

• в семейной сфере, прежде всего при расставаниях и разводах, а также при разделе наследства;

• в школе;

• между соседями;

• в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как внутри компании, так и между отдельными предприятиями;

• в учреждениях, включая: * государственные (однако пока медиация в этой сфере применялась мало); * неправительственные организации; * общественные организации; * научные институты; * религиозные;

• в общественно-правовой сфере, причем главным образом при урегулировании конфликтов, связанных с вопросами охраны окружающей среды;

• при оценке возможных последствий использования техники;

• при разрешении споров в системе здравоохранения (в частности, споров о врачебных ошибках). Если административные иски в принципе не могут здесь принести сторонам никакого удовлетворения, то медиация, помогая врачу объясниться с пациентом (или его родственниками), дает пострадавшей стороне хотя бы то утешение, что медики сделают соответствующие выводы. И правда, врачи в таких случаях, как правило, не остаются равнодушными. Они стараются сделать все, чтобы беда не повторилась.

• в политической сфере, например, между этническими группами, между государствами (это давний институт международного права, известный под названием «предложение добрых услуг»);

• в мировых соглашениях между виновником и пострадавшим как механизм восстановительного правосудия, иными словами, в рамках уголовного права (в делах с участием несовершеннолетних);

• в межкультурных и межобщинных конфликтах.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах. В статье 5 закона говорится, что «процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы».

Медиация — это процесс, в котором нет проигравших.

В медиации для того, чтобы процедура была эффективной, выделяют следующие основные принципы:

1. Принцип равноправия сторон. Стороны в процессе медиации имеют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости предложений, условий соглашения и т.п. Медиатору важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения.

2. Принцип нейтральности. Неразрывно связан с принципом равноправия сторон, поскольку у медиатора не должно быть никакого личностного отношения к сторонам. Как только нейтральность утрачивается, необходимо тут же прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать другого медиатора. В противном случае это может привести тому, что он окажется обвинен в сговоре со второй стороной.

3. Принцип добровольности. Соблюдение данного принципа способствует урегулирования спора, поскольку никто не может заставить стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное согласие сторон на участие в медиации, и стороны сами могут выбрать себе посредника. Также в медиации, в отличие от судебного заседания, каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его замене.

4. Принцип конфиденциальности. Вся информация, которая становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон информацию, полученную от другой, передача информации происходит только с согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторонам, сообщает так же (ссылаясь на пункт 1 части 3 статьи 69 ГПК РФ, где написано, что медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей медиатора) и о том, что если медиатор будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет.

Основанием для начала медиации является обращение стороны/сторон к медиатору с заявлением о проведении процедуры медиации. Стороны могут участвовать в медиации лично или, в случае договоренности, через уполномоченных представителей, назначенных сторонами по своему усмотрению. Представители сторон обязаны представить медиатору документы, подтверждающие их полномочия. Стороны вправе по соглашению друг с другом и с медиатором привлекать иных лиц для участия в медиации, если это необходимо для урегулирования спора. В ходе медиации стороны предлагают свои варианты урегулирования спора. Предложения сторон не могут содержать механизмы урегулирования спора, нарушающие права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Стороны самостоятельно принимают решения по всем вопросам и принимают на себя ответственность за результат переговоров. Медиация может проходить как в формате совместных встреч сторон, так и форме отдельных встреч (медиатор – сторона). Каждая из сторон должна указать в Договоре о Медиации: а) лиц, которые будут выступать в качестве главных переговорщиков от имени Стороны (Главные Переговорщики) б) других лиц, таких как внешний консультант или сотрудник, которые тоже будет присутствовать и/или участвовать в медиации от имени Стороны. Каждая Сторона должна нести ответственность по обеспечению полного выполнения правил о конфиденциальности и других правил данной Процедуры медиации со стороны представителей, любых других лиц.

Как проходит медиация?

  1. Приветствие;
  2. Цель встречи: Вы пришли сюда для того, чтобы договориться;
  3. Кратко что такое медиация;
  4. Время и перерывы: 2 – 3 часа; Нужны ли вам перерывы? Кратко о кокусе.
  5. Полномочия: Все ли присутствуют для принятия вами окончательного решения сегодня? Есть ли какие-то вопросы, которые вы можете решать самостоятельно?
  6. Принципы: Добровольность: o Добровольно ли вы пришли сюда?  Равноправие: o Переговоры могут быть прерваны по вашему желанию… Каждый из вас является равноправным участником переговоров;  Конфиденциальность: Необходимо ли вам сохранять в тайне информацию полученную на переговорах; Согласны ли вы сохранять информацию, которая станет вам известной в тайне?  Нейтральность:
  7. Ответственность за принятые решения несете вы; Согласны ли вы с тем, что я буду вести эти переговоры?
  8. Обязанности участников:  Для того, что бы переговоры были эффективными вам необходимо принимать в них активное участие, быть открытым и стремиться прийти к общему результату;  Вежливость, без оскорбления,  Делитесь информацией и быть гибкими, быть конструктивными, быть готовыми слушать; Согласны ли вы соблюдать эти правила?
  9. Стадии переговоров:  Каждый расскажет свое видение ситуации;  Обсуждение;  Формирование вопросов, которых надо найти решения; Каждый интересующий вас вопрос должен обсуждаться в ходе переговоров; Результаты переговоров могут быть зафиксированы на бумаге и оформлены нотариально, в зависимости от ваших пожеланий;
  10. Презентация сторон. Обычно это делает сторона обратившаяся первой… После того, как одна из сторон высказалась, медиатор дает четкую, структурированную обратную связь по поводу услышанного, отделяет факты от эмоций. Только после этого слово переходит к другой стороне.
  11. Совместная дискуссия. После того, как стороны сообщили свое видение проблемы, посредник предлагает им обменяться впечатлениями по поводу услышанного, задать друг другу вопросы, высказать свои замечания, то есть организует дискуссию. Дискуссия позволяет спорщикам открыто излить свои чувства, переживания, гнев и эмоции, что приводит к их «стиранию, снятию».
  12. Совместная дискуссия обычно заканчивается подведением итога и переходом к кокусу. Кокусы или индивидуальные консультации. Кокус является отдельной частной встречей между посредником и спорщиком, для которой посредник и одна из спорящих сторон на короткое время остаются один на один. Кокус ограничен по времени (обычно 10 – 15 минут для каждой из сторон, но не всегда). Кокус могут предлагать как стороны, так и медиатор. Показаниями к тому, что это необходимо являются ощущение нехватки информации у посредника, чувство, что клиент что-то не договаривает, не логичность высказываний и т.д.;
  13. Сильные эмоции. Они могут по разному выражаться: одни стороны могут выражать агрессию, другие плакать, третьи – замыкаться в себе. Ситуация «тупика», ощущение, что обсуждение «идет по кругу». Непонятное сопротивление клиентов в простейших вопросах и т.п.
  14. Формулирование списка проблем или повестки переговоров. Медиатор может помочь клиентам самим определить последовательность обсуждения вопросов или же предлагает эту последовательность сам (помня о нейтральности и беспристрастности).
  15. Выработка предложений/решений. Медиатор организует обсуждение каждого пункта повестки переговоров, помогая сторонам найти те предложения, которые устроят каждого из них. Постоянно делается проверка на реалистичность. Стадия заканчивается, когда стороны приняли взаимоприемлемые и реалистичные решения по каждому вопросу.
  16. Подготовка соглашения. Все решения зачитываются, проверяются на возможность их выполнения, обсуждаются гарантии и меры, которые будут приняты в случае не выполнения обещаний, последующие действия сторон и т.д.
  17. Окончательное соглашение может быть представлено как в письменной, так и в устной форме. Стороны сами выбирают ту форму, которую их устраивает. По желанию, они могут заверить это соглашение у нотариуса, тогда оно примет юридическую силу.
  18. Завершение медиации. На этом этапе медиатор благодарит стороны за конструктивную работу, за их стремление договориться и решить проблемы и т.д. Задача этой стадии – получить обратную связь о результатах работы, то есть проверить, насколько стороны удовлетворены достигнутым соглашением (удовлетворение по существу), самой процедурой медиации (удовлетворение процедурой), изменилось ли их эмоциональное состояние и в какую сторону (улучшилось, ухудшилось) – (психологическое удовлетворение).
Я тебя люблю

Как же нам хорошо вместе!
Обнимашки

НАЗАД К УСЛУГАМ